Если в 2005 году каждая третья семья вообще не планировала свой семейный бюджет, то в конце 2012 года такой ответ дал только каждый пятый респондент. Сократилась, пусть и незначительно, доля тех, кто практикует ежемесячное планирование. Зато в разы увеличилась доля российских семей, которые строят свои финансовые планы на квартал — полгода вперед (в 1,5 раза) и на годдватри (в 2,5 раза).
В конце 2012 года исследовательский холдинг Ромир, продолжая изучать потребительское поведение россиян в финансовой сфере, провел опрос на тему семейных финансов. Аналогичное исследование проводилось в 2005 году. Тем более интересно было сравнить полученные результаты. В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России. Полученные результаты показали любопытную динамику (см. диаграмму).
Итак, в 2005 году более трети россиян (37%) планировали свой семейный бюджет не дальше чем на месяц. И еще почти треть (31%) не планировали совсем. Лишь 1% (!) наших соотечественников пытался тогда чтото спланировать на год или два вперед. Каждая пятая семья жила в квартальном режиме планирования, а каждая десятая пыталась строить планы по доходам и расходам на полгода вперед. И в те времена на то были объективные причины: высокая инфляция (14—16% за год), быстрые положительные изменения (рост заработной платы на 20—30% за год в номинальном выражении). За последующие годы многое изменилось. После периода быстрого экономического роста наступили кризис (осень 2008 г.) и спад (2009 г.). Потом началось медленное восстановление темпов экономического роста со скоростью 3—4% в год. Снизилась (до 6—8% в год) инфляция. Но и рост заработной платы сократился до 11—14% в номинальном выражении и до 3—6% в реальном. Возросли запросы. Появилась неуверенность в завтрашнем дне. Все это сделало часть россиян осмотрительнее, рациональнее, консервативнее. За 7 лет более чем в 1,5 раза — с 31% до 19% сократилась доля тех, кто вообще не планирует свой семейный бюджет. С 37% до 32% уменьшилось и число тех, кто рассчитывает «семейный кошелек» только на один месяц. А вот доля тех, кто планирует, как распорядиться финансами семьи на долгосрочную перспективу, выросла в разы. Например, число семей, планирующих свой бюджет на годдва и более, выросло в 2,5 раза и составило 10%. Количество тех, кто занимается подобными расчетами на кварталполгода вперед, выросло за эти семь лет более чем в 1,5 раза и теперь составляет почти 40% против 25% семью годами ранее.
E-mail: info@sol-meridian.ru
Оставить сообщение: