Вопросы на наших экспертов – специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по г. Нижневартовску, Нижневартовскому району и г. Мегиону» сыпались как из рога изобилия. «Можно ли вернуть деньги за несвоевременную доставку товара?», «Что делать, если в магазине подсунули просроченные продукты?», «Как быть, если на ценнике указана одна цена, а чек пробивают по другой?»… За полтора часа на телефон «Горячей линии» поступило больше десятка вопросов. Как выяснилось, беспокоят югорчан не только «магазинные» вопросы. Не меньше их и в сфере взаимоотношений с кредитными учреждениями.
- При оформлении кредитного договора в банке менеджер сообщила мне, что в подарок к кредиту идет кредитная карта с определенным денежным лимитом. От карты я отказывался, так как никогда ею не пользовался и пользоваться не собираюсь. Однако менеджер сообщила, что оформление карты обязательно и что она совершенно бесплатна. Я сдался и получил ее.
Разъясните, какие для меня негативные последствия может повлечь получение карты.
Василий Петрович, г. Нижневартовск
- При оформлении кредитной карты необходимо обратить внимание на несколько моментов. Потребитель, пользующийся кредитной картой, берет деньги взаймы у банка, а затем обязуется вернуть их и оплатить соответствующие проценты и комиссии согласно заключенному договору. Сумма кредита, как правило, не превышает размер 1 3 среднемесячных доходов заемщика. Причем банк устанавливает индивидуальный лимит максимальную сумму, которая доступна потребителю, в зависимости от финансового обеспечения пользователя. Кредит по карте является нецелевым, то есть вы можете купить любой товар в магазине, принимающий карты к оплате. Кредиткой можно рассчитываться напрямую или же снимать деньги в банкомате. Многие банки устанавливают лимит на сумму, которую можно снять за один раз, за один день и даже месяц. Некоторые банки не берут комиссию за снятие средств в своем банкомате или же она минимальна (десятые процента), но при «обналичке» через оператора комиссия взимается почти всегда, в соответствии с тарифами конкретного банка. Однако важно помнить, что кредитная карта предназначена не для снятия денег, а именно для безналичных расчетов. Поэтому заранее необходимо уточнить, сколько денег можно получить из банкомата и сколько за это заплатить.
Погашение карточного кредита связано с определенными трудностями. Для начала заемщику нужно выяснить, сколько он должен заплатить. Узнать точную сумму долга можно в отделении банка, по телефону, либо через Интернет. Другой вариант подождать, когда банк пришлет по почте выписку со счета. В ней будет расписано, сколько и когда заемщик потратил, какие проценты начислены и когда нужно внести определенную сумму в счет погашения кредита. Однако специалисты не советуют полагаться на оперативность почты. Да и владельцы кредитных карт жалуются, что выписки зачастую опаздывают больше чем на месяц, в итоге просроченный платеж и штраф. Поэтому банкиры советуют клиентам, которые не хотят ехать в банк, звонить либо воспользоваться электронной почтой.
Вариантов погашения карточного кредита тоже несколько. Правда, далеко не все из них выгодны клиентам. Без дополнительных расходов можно погасить долг лишь в кассах банка или банкоматах с функцией принятия платежей. Если же у банка нет таких банкоматов для приема долгов, то заемщикам придется дополнительно произвести плату, отправляя деньги банковским или почтовым переводом. Эта операция занимает от одного дня до недели и стоит от 1 до 4 % от суммы перевода плюс тариф почты 13 % от переведенной суммы. Если проигнорировать оплату долга в течение двухтрех месяцев, его карта будет заблокирована, даже если кредитный лимит не исчерпан.
В последнее время большое распространение получили кредитные карты с льготным периодом кредитования (graceperiod). Принцип действия этих кредитных карт прост. В конце месяца банк присылает заемщику выписку с суммой задолженности. Ее нужно погасить в определенный срок. Успевает - заемщик ничего не платит за пользование кредитом. Не успевает - проценты начисляются за весь срок. Также необходимо обращать внимание на следующие моменты. Вопервых, карты с льготным периодом также предназначены для безналичной оплаты товаров и услуг. Поэтому снятие денег с карточки повлечет взимание дополнительных комиссий. Вовторых, предусматриваются штрафы за непогашение задолженности в течение льготного периода или превышение кредитного лимита. У каждого банка установлены свои штрафы. Ряд кредитных организаций начисляет проценты напрямую, исходя из годовой ставки. В других любое нарушение условий кредитования влечет за собой фиксированный штраф. Например, 3, 5% от суммы задолженности за несвоевременное погашение либо 300450 рублей за каждое нарушение. Также часто банки устанавливают внушительную ставку в размере 0,5% за каждый день просрочки платежа после окончания льготного периода.
- Пришла в банк проконсультироваться по поводу оформления потребительского кредита. По завершению разговора, мне предложили оформить в банке кредитную карту. Условия пользования картой показались мне заманчивыми и я, не раздумывая, согласилась. После соблюдения всех формальностей, получив карту на руки, я довольная пошла домой. На следующий день на номер моего мобильного телефона пришло смссообщение, банк ставил меня перед фактом, что мне подключена платная услуга «Мобильный банк». За эту услугу с кредитной карты ежемесячно будут снимать денежные средства. Никакого согласия на ее подключение я не давала ни письменно, ни устно. Правомерно ли это, и почему я должна платить за услугу, которая мне фактически навязана банком?
Екатерина Борисовна, пгт. Излучинск
- Исполнитель не вправе без согласия клиента банка предоставлять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от таких услуг, а если они оплачены, он вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Оставить сообщение: